Перевела: Лена Исакова
Подредактировала Статью: Юлия Донская

Специально для www.heathledgerrus.ucoz.net

Август 2000.
Волна Хита от Кевина Сессамса - Ярмарка Тщеславия, 01 августа 2000

После роли сына Мела Гибсона в Патриоте голливудские ветераны окрестили Хита Леджера обольстительно мужественным идолом экрана. В Чехии, где 21-летний австралиец играет главную роль в своей второй исторической эпопее, «Истории Рыцаря», Кевин Сессамс разузнал о юности Леджера в Перте, о прослушиваниях на эту роль, ставшей для Хита прорывом, и о том, почему молодой актер никогда не беспокоился об уроках актерского мастерства.

Новоиспеченный австралийский актер, чья голова покрыта средневековым шлемом, а тело заковано в броню, восседает на своем коне на раскаленной от солнца съемочной площадке. Студия «Баррандов», расположенная в пяти километрах от Праги, была построена семьей чешского президента Вацлава Хавеля в 1930-ых. Печальным моментом ее прославленной истории является то, что во время Второй мировой войны немецкая пропагандистка Лени Рейфеншталь снимала здесь документальные фильмы, прославляющие Третий рейх. Сегодня студия часто арендуется американскими кинопроизводителями, соблазненными скорее ее финансовой доступностью, нежели эстетикой. Картина «История Рыцаря», бюджет которой запланирован в пределах 45 миллионов долларов, обошлась бы кинокомпании «Коламбиа пикчерс» в два раза дороже, если бы съемки проходили в Голливуде.

Благодаря своему таланту, Леджер уже входит в актерскую категорию «миллион долларов за фильм». «Он настоящий», - говорит Эми Паскаль, председатель «Коламбиа пикчерс». Она видела его работы, например, Габриэля в Патриоте. Эми уверена, что зритель захочет увидеть 21-летнего смельчака вновь, и подписала с ним контракт на главную роль в «Истории рыцаря». В основу картины положен один из «Кентерберийских рассказов» английского средневекового поэта Джеффри Чосера.
Брайан Хелгеленд, получивший Оскар за сценарий «Секретов Лос-Анджелеса», является автором сценария и режиссером «Истории рыцаря». «Когда Хит улыбается, это – сногсшибательно», - говорит Хелгеленд, - Такие парни, как он, появляются один раз в пятьдесят лет. Хит обладает невероятной для его возраста мужественностью». Действительно, немногие из его поколения, если таковые вообще имеются, способны с легкостью и непринужденностью показать мужество на экране.

На арене идут съемки сцен поединка. В облаках пыли, вылетающих из-под копыт лошади, Хит надвигается на противника. Он обращается с 800-килограммовым животным с легкостью профессионала, применяя опыт, полученный им еще на съемках «Патриота». «Хит не был денди. Не было ничего подобного... Он был очень сосредоточен и серьезен. Очень прилежен».

Чешская массовка увлеченно наблюдает за съемками, повиснув на стропилах арены. Часть команды снимает рыцарский поединок, а остальная часть убивает время, слушая музыку, фотографируясь или смеясь над последней «грязной» шуткой.
«Я никогда не встречал актера, который настолько театрален», - говорит Пол Беттани. Беттани, исполнитель роли комично красноречивого Джеффри Чосера, совсем недавно закончил роль серийного убийцы в фильме «Мертвые младенцы» Мартина Эмиса. «В таком молодом возрасте у Хита достаточно уверенности. И в этом есть определенное изящество: Вам не приходится испытывать страх, когда очень много людей возлагают на вас большую надежду».

«Марк, любимый!» – раздается громкий крик первого помощника режиссера. Думаете, это попытка вернуть актера Марка Эдди на площадку для предстоящей атаки? Нисколько. Это – уловка, на которую идет команда перед началом съемки, так как массивная лошадь Леджера, снимающаяся в кино намного дольше, чем ее наездник, становится игривой, когда слышит обычное предупреждение.

Тишина.

«Начали!»- Восклицает Хелгеленд.

Звукорежиссер пытается сделать запись топота копыт, при этом массовка изображает интерес к действу, происходящему на арене. Копье Леджера ломается об нагрудник его противника, массовка с пылом восклицает. «Стоп. Снято!» - кричит Хелгеленд. С головы Леджера снимают шлем, и перед нами во всей красе предстает новый герой Голливуда. Леджер расслабляется, закуривает сигарету и рекомендует нам: «Пиво здесь стоит 20 центов за пинту». Он направляется к монитору и тщательно изучает игру своих коллег. «Не имеет значения, насколько талантливы другие актеры - в каждой сцене нужно всегда играть так, словно именно твоя роль главная».

Леджер, сделав напоследок быструю затяжку, садится верхом на лошадь. Прежде чем надвинуть шлем на голову, он отыскивает в толпе Соссамон (экранную подругу Хита) и озаряет ее сногсшибательной улыбкой.
«Марк, любимый!» Хит опускает щиток на шлеме. Видны только его глаза.

«Ииии… начали!»

«Да, он сексуален - не традиционно красив, но есть что-то в его глазах: они могут быть невероятно сострадательными», - говорит индийский режиссер Шекар Капур. Сразу после съемок «Истории рыцаря» Леджеру вновь предстоит играть доблестного молодого человека в костюмированной эпопее режиссера Капура. Съемочная площадка стала актеру домом. («На чемоданах», - отвечает Хит, когда его спрашивают, где он живет.) «Вы можете видеть, что Хит - человек, который знает немного больше о жизни, и всегда заботится о том, как быть больше, чем просто юношей с интересным лицом», - говорит Капур.

Леджер заказывает водку с тоником на террасе ресторана Парка Кампа на берегу Влтавы. Его внимание привлекает шумная лодочная вечеринка, полная пьяных немецких подростков. Он поправляет пуговицу на своем пиджаке и поднимает воротник. «Это - моя идея, черт», - говорит Хит, погружаясь в табачный дым. Когда ему было 16 лет, он и его самый близкий друг, Тревор ДиКарло, сели в автомобиль и отправились из родного Перта в Сидней. «У меня было 69 центов на банковском счете. И достаточно наличных денег, чтобы проехать через всю страну», - говорит он, укрывая колени одним из шерстяных одеял ресторана, непривычный к чешскому вечернему воздуху. В 19 лет - с двумя телесериалами за спиной - он приземлился в Лос-Анджелесе, где вскоре получил роль в «10-ти причинах моей ненависти»: подростковое кино, вольное переложение «Укрощения строптивой» Шекспира; гонорар Хита составил немного меньше ста тысяч долларов. После этой картины Леджеру предлагали только подростковые роли, но он постоянно отказывался от них. «Никто не покажет мне правильное направление, в котором я должен двигаться, - я должен определить его сам. Я не собирался сниматься в подростковом кино снова. Я не хотел делать это всю оставшуюся жизнь… Есть еще столько вещей, которые я хочу познать», - говорит он. «Я люблю актерство, и оно доставляет мне много удовольствия, - говорит Леджер, - Однако как только все это исчезнет - веселье, дружба - я просто возьму и уйду. Это не так сложно…».
Хит Леджер сделал эти открытия еще до того, как стал пробоваться на роль Габриэля Мартина в «Патриоте». Прошло больше года с момента съемок в «10-ти причинах моей ненависти», и Хит сидел без гроша в кармане. «Я был голоден время от времени. Это была моя последняя надежда. Если бы я не получил роль, пришлось бы возвратиться домой. У меня ничего не было. Не было денег... С другой стороны, я даже не хотел читать сценарий и ходить на прослушивания. Ведь многие большие проекты вызывали у меня только отрицательные эмоции. Но, так или иначе, я пошел и читал для директора Роланда Эммериха и продюсера Дина Дэвлина, и некоторых других людей. У меня было две сцены, но на середине второй я остановился. Я сказал: «Я сожалею, это - дерьмо. Я трачу впустую ваше время. Но, что более важно, свое». Я встал и вышел. Но им, должно быть, была любопытна причина моего поведения, потому что все закончилось тем, что мне перезвонили».

«Это было до Хита и другого парня», - говорит Мэл Гибсон. (Известно по слухам, что Райан Филипп был вторым претендентом на эту роль.) «Роланд хотел, чтобы я сделал выбор, но я не мог», - продолжает Мэл. «Я сказал ему, что он директор. Он должен принять решение, и я был бы счастлив им. И я был. Хит обладает удивительным сочетанием: в нем есть невероятная жизненность, и в то же время он не претенциозен. Хит намного более приземлен, чем был я в его возрасте. Я думаю, что он справится с этим лучше, чем я». У Роберта Родата, сценариста «Спасения рядового Райана» и «Патриота», свое мнение на этот счет. «Мы не хотели, чтобы по характеру Габриэль был мальчиком», - говорит он. «Мы хотели, чтобы он был кем-то переходящим из состояния «сухого камня» детства к «скользкой скале» взрослой жизни. Мы хотели, чтобы он колебался между этими состояниями».
«Хит действительно провалил то первое прослушивание, - вспоминает Эммерих.- Но мы заметили, что когда он вошел в комнату, практически все обратили на него внимание и спрашивали друг друга: «Кто этот парень?»... И он пользуется успехом у женщин. В моей с Дином компании много женщин. Каждая из них, приходя в мой офис, говорила: «Пожалуйста, прослушайте Хита!» Я продолжал: «Что случилось с вами, девочки? Ведь речь идет, прежде всего, об игре». Но они любили его». (Поскольку карьера Леджера взлетела, его частная жизнь пострадала. Расставшись с подругой, Хит был теперь одинок).

«Это была очень трудная роль, - продолжает Дэвлин, - Мы нуждались в ком-то, кто мог быть на короткой ноге с Мелом Гибсоном... В первый день стрельбы Хит был немного робок. Но на второй день он начал терять робость от сцены к сцене. Было интересно наблюдать». «Мел настолько легок в общении. Тот первый день, в который мы начали стрелять, был фантастическим: я не был перед камерой больше года, а здесь я был с Мелом Гибсоном... И он помог мне с каждой сценой, которую я играл с ним. Не было такого, что он усаживал меня и говорил: «Эй, ребенок, почему ты не попробуешь то или это». Есть определенная теплота в нем. Это идет подтекстом, так он преподает вам». Леджер рассматривает залитый лунным светом мост Чарльза в Праге, его статуи святых с мрачными лицами и с их грязными задними частями, обращенными к нему. Он зажигает другую сигарету. «Любовный роман в фильме действительно между отцом и сыном»,- говорит он.

Хит Эндрю Леджер рос в Западной Австралии. «Я был очень вовлечен в автоспорт и гонки», - говорит его отец, 50-летний Ким Леджер, который теперь управляет несколькими промышленными компаниями в Перте. «Хит некоторое время занимался картингом и выиграл несколько титулов. И я ожидал, что он посвятит себя этому делу. Он был также действительно хорош в хоккее на траве. Я надеялся, что он выступит в Олимпийской команде хоккея на траве в этом году». Леджер улыбается мечтам своего отца и добавляет, что, несмотря на его воспитание, у него никогда не было ни малейшего интереса к тому, что находится под капотом автомобиля. «Я только недавно купил свой первый автомобиль, - говорит он, немного смущенный покупкой, - Форд Мустанг Гранд 1970-го. Он - образец мужской красоты. Черная задира. Я вел его и чувствовал себя человеком. У меня также есть Лэнд Ровер для поездок в округе. Это - мой лесбийский автомобиль». «Вдобавок, именно поэтому мне не нравится говорить людям, что я играл в хоккей на траве. Это является действительно чем-то серьезным в Австралии для парней. Но когда я говорю об этом в Америке, все восклицают: «О, Вы девочка!» - говорит Хит, смеясь. «Я ходил в Гилдфордскую грамматическую школу в Перте. Это отчасти походило на военную школу. Если Вы были кадетом, то Вы должны были носить униформу и учиться стрелять из автоматического оружия. Если Вы не хотели заниматься стрельбой, Вас заставляли участвовать в спортивных состязаниях. Таким образом, я играл в хоккей на траве... И крикет. И футбол по австралийским правилам. Но я играл во все это только для того, чтобы выйти из кадетов. Я думал, зачем мне стрелять из винтовки? Разве мне это потом пригодится?»

«Хит муравья не обидит», - говорит его отец. «Он волнуется обо всем, начиная с насекомого. Он очень мягок внутри... Мы - единственные отец и сын, которых я знаю, кто обнимаются и катаются по полу аэропорта, когда встречаются. Мы - сумасшедшие. Мы - чувствительные люди». Отец Леджера и его мать, Салли, прекратили отношения, когда Хиту было 10. «После развода моих родителей я очень быстро понял, что они были просто людьми» - говорит он. «Это не была смерть чего-то, но рождение чего - то еще. То, что я всегда искал, является перевоплощением энергии и эмоций, и возможно, толчок к этому произошел еще тогда». Любимое высказывание Леджера состоит в том, как ему нравится «ломать вещи», когда жизнь становится слишком сложной или болезненной. Когда его семья перестала быть счастливой, родители решили расстаться. Его мать, в прошлом преподаватель французского, быстро вступила в повторный брак после развода и родила дочь Эшли, которой сейчас 11 лет. У его отца есть трехлетняя дочь Оливия от давней подруги.

«Вы когда-либо играли в шахматы с Хитом?» - он спрашивает. «Он всегда на пять ходов опережает всех. Хотя он довольно непринужден в вещах... У него, действительно, кажется, есть судьба, за которую он отвечает. Однажды я забрал его с репетиции. Мы лежали около часа в кровати. Он был очень увлечен искусством. Он – мальчик с утонченным вкусом. На стенах и на потолке в его комнате были прикреплены абстрактные картины. Мы откидывались назад, смотря на картины на потолке. Мы разговаривали приблизительно в течение получаса. Я, наконец, сказал ему - а Хиту было примерно 14 или 15 - что нужно спать, потому что утром надо было идти в школу. Он сказал мне: «Хорошо, папа, тебе надо привыкать к этому, поскольку я собираюсь быть актером. Я хочу достичь успеха в актерстве. И я действительно собираюсь наслаждаться этим». Я всегда говорил ему: пойми, что ты ни в чем не будешь достаточно успешным, если ты не наслаждаешься этим на 150 процентов».

«Они никогда не думали, что я собирался сделать это здесь», - говорит Леджер об Америки. «Я имею в виду, физически быть здесь. Одна из причин состоит в том, что работа, которую я сделал на австралийском телевидении, была дерьмом. Мои родители были первыми, кто посмеялся над этим». «Большим прорывом для него было шоу под названием Пот», - вспоминает отец Хита. «Это было шоу о молодых олимпийских спортсменах. Ему дали на выбор две роли: пловца и гея-велосипедиста. Я думал про себя: Да, он выберет пловца! Я в молодости был пловцом. Это было бы великолепно! Но тогда он сказал мне, что он выбрал роль гея. Я думал: о, боже... Но его ответ был: «Слушай, папа, если я хочу получить своего рода признание, это - то, что я должен сделать». Хита не интересовал никакой другой материал. Но его отец был немного ошарашен»

«Это было болезненно - уехать из дома в Сидней»,- говорит Леджер. «В этом возрасте, независимо от того, насколько хорошо вам живется в семье, вы хотите уйти. Перт - самый изолированный город в мире, но и очень красивый. Но я просто должен был идти дальше. Это всегда было так. Я всегда продолжал идти, идти, идти, идти, идти... Я уверен, что мои родители действительно сильно беспокоились за меня, но они были достаточно мудры, чтобы не показывать мне этого. Они не собирались останавливать меня. Они знали, что я собирался уехать. Они удивительны!». На лице Леджера появляется одна из тех улыбок, которые могут заполнить экран так же легко, как одна из лучших улыбок Тома Круза. «Моему отцу нравится быть отцом. В моем отношении к нему были и любовь, и ненависть. С того момента, как я уехал из дома, наши отношения изменились, мы стали друг для друга лучшими друзьями. Я предполагаю, что это пришло из осознания, что я уже зрелый человек. Удивительно, когда вы начинаете принимать ошибки друг друга и позволять друг другу сделать их». Он качает головой. «Это удивительно!» - говорит он спокойно.
«Хит взлетел в очень раннем возрасте», - говорит Ким Леджер так же спокойно. «Он редко бывал дома с тех пор. Это разбило мне сердце. Когда Хит был ребенком, мы часто вместе участвовали в спортивных состязаниях. Я управлял им. Вы участвуете, как родитель, во всем, что они делают. А когда они взлетают, это походит... это походит на развод... Но я всегда был человеком, который полагает, что люди, которые ломают дух детей, должны быть заключены в тюрьму. Это должно считаться серьезным правонарушением. У всех нас есть свой индивидуальный дух».

Скала "Истеддфод"

«Это - общенациональный танцевальный конкурс среди австралийских школ», - говорит Леджер. «В вашем распоряжении приблизительно 60 или 80 учеников. Вы должны поставить восьмиминутный танец под музыкальную тему, которую вы выбрали. Вы должны создать свои собственные движения и костюмы. И у вас есть месяц или два, чтобы сделать все это. Обычно в этом конкурсе участвуют девочки. Мы были первой школой только для мальчиков, которая когда-либо делала это. Нашей темой была мода», - говорит он с театральным апломбом. «Это было довольно дрянным делом. Но мы выиграли соревнование. Я поставил всю хореографию. Шестьдесят учеников мужского пола - фермерские дети из военной школы, кто никогда не танцевал прежде. Мы делали это ради того, чтобы попасть на соревнование и познакомиться с девочками. Это было круто, чувак! Эти дети никогда не танцевали и не думали, что они могут сделать это. Я помню первую нашу встречу. Все они были неприветливы, а их движения ужасны: «Я не собираюсь танцевать!». Я должен был буквально встать перед всеми этими неприветливыми парнями, поставить песню и танцевать. В конце концов, они выиграли соревнование. Я предполагаю, что это было как в фильме с Джином Келли». Вы могли бы подумать, что кинематографическим героем Леджера могут быть Стив МакКуин, или Пол Ньюман, или Марлон Брандо, или Джеймс Дин. «Нет, все это исходит из моей любви к Келли. Я думаю, что он удивительный. Было удивительное партнерство между ним и Джуди Гарленд, которую я любил. Он лелеял ее, и всегда держал рядом», - говорит Леджер, имитируя присутствие Гарленд. Он ласкает ее невидимую голову. «Я действительно любил это. Было что-то волшебное в фильмах Келли. Это было настоящее искусство! Они танцевали и пели! Кстати, у меня есть пара ботинок для чечетки», - говорит он. «Я жил в местечке Ваверли в деревеньке Гринвич в течение шести месяцев, и однажды я пошел и купил себе ботинки. Я не брал уроков чечетки. Как и многие, я сам себе преподаватель. Я занимаюсь этим один в моей квартире». Зажигая свою последнюю сигарету, он засмеялся, представив себя танцующим перед зеркалом. «Боже! Это должно быть одиночество?» - спрашивает он себя, делая долгую затяжку.

Леджер никогда не беспокоился по поводу уроков актерского мастерства. «Для меня действие - это больше самоисследование. Я многому учился непосредственно по себе, чтобы узнать об актерском ремесле. Сколько королей вы можете найти, чтобы играть короля? Вы не можете найти их. Когда я играю, я как будто микширую музыку в звуковой студии. Играя роль, я словно выключаю одни кнопки и включаю другие. Но чтобы сделать это, я должен знать себя как инструмент. Я саксофон», - говорит Хит, пожимая плечами. «Я всегда был очень увлечен самоисследованием и поиском ответов на мои собственные вопросы. Для многих это ад взросления. Но я полагаю, что мне это дано свыше. Я действительно наслаждался этим. Я не позволяю многому добираться до меня. Это действительно так. Я ломаю все... Я смотрю на эти звезды, - говорит он, указывая на небо выше Реки Влтавы, - и иду. Когда что-нибудь не дает мне соображать или же беспокоит в моей жизни, я просто усаживаюсь на Марсе и оттуда разглядываю Землю. Все, что вы видите, всего лишь крошечное пятнышко. Вы не видите страх. Вы не видите боли. Вы не видите киношной «кухни». Вы не видите этого интервью. Вы не видите мыслей. Это - только одно сплошное пятнышко. Тогда ничто действительно не имеет значения. Просто не имеет значения».

«Стоп. Снято!»

Леджер снимает свой шлем и вручает его помощнику по костюмам. Нахмуренный, он смотрит на монитор, где сражавшийся на мечах его герой, сэр Ульрих Фон Лихтенштейн, только что победил. Ричард Грейтрекс, главный оператор «Истории Рыцаря», работавший также над картинами «Госпожа Браун» и «Влюбленный Шекспир», готовит свою команду для следующих съемок. «Я встретил Хита однажды. Я снимал его пробы на фильм компании «Мирамакс» «Calcio», что по-итальянски означает футбол. Именно об английском футбольном поклоннике, который заканчивает свои дни в Сардинии. Фильм был отменен в последнюю минуту, потому что Харви Вайнштейну, сопредседателю компании «Мирамакс», не нравился Хит. У режиссера и Харви было настоящее разногласие по этому поводу, и фильм развалился за неделю до того, как мы должны были начать снимать. Я думаю, что Харви должен теперь кусать локти, учитывая теперешнюю шумиху вокруг парня». (Вайнштейн, через представителя, утверждает, что он не помнит такого фильма). Фактически, «Мирамакс» совместно с «Парамаунт» делают предложение Леджеру сняться в картине «Четыре Пера». Источники говорят, что гонорар Леджера превысит 2 миллиона долларов.
Грейтрекс продолжает: «Я говорил с режиссером Гилиан Армстронг непосредственно перед тем, как я приехал в Прагу, и она бредила о Хите... Он прекрасно знает, как преподать свое тело в пространстве. Он очень квалифицирован в этом». Гигантская тень падает зловеще на ринг для боев на мечах. «О, Боже! Смотрите на эти темные набегающие облака».

Леджер выходит из палатки, где располагается монитор. Он все еще хмурится. Помощник по костюмам пытается ослабить немного броню на его бицепсе, поскольку тот ущемляется с каждым взмахом меча. «Я не был достаточно изящен», - ворчит он, адресуя это тому, что он только что видел на мониторе. «Любой дурак может драться. Я должен найти способ быть более изящным». Устав от тяжести брони, Хит издает стон. Он снова надевает шлем, берет свой меч, и вот он опять готов к съемке: к выстрелам, крикам и крупному плану двух его сердитых глаз.

После обеда заканчивают съемки боя на мечах. Леджер сильно вспотел, он снимает броню и рубашку. В свой бумбокс он помещает диск Дженис Джоплин. Под ее пение Хит растягивает свое разгоряченное тело прямо на склоне возле трейлера. (Накануне, будучи в лучшем настроении, он наслаждался успокоительным тоном Трейси Чапмен.) Наконец, взяв тарелку с мясным рулетом и картофелем, он присоединяется к группе. Кудри Леджера развеваются на ветру… Его спрашивают, является ли Хит сокращенной формой имени Хитклифф. «Нет, это - только Хит. Но у меня действительно есть старшая сестра по имени Кэтти», - говорит он.